На сегодняшний день ученые предлагают несколько теорий, объясняющих феномен математической инвалидности, например, одна из них – дефицит пространственной кратковременной памяти.
Два исследователя из Стенфорда и медицинского центра Джорджтаунского университета, разработали теорию развития «математической инвалидности»: по их мнению, она возникает из-за отклонений в областях мозга, ответственных за операции процедурной памяти. Процедурная память в значительной мере отвечает за обучение и имеет решающее значение для автоматизации бессознательных навыков, таких как вождение или грамматика.
Система процедурной памяти ранее уже была связана с развитием других нарушений, таких как дислексия и расстройства речи. Но учитывая, что развитие математических навыков предполагает некоторую их автоматизацию, логично предположить, что дисфункция процедурной памяти может привести к математической инвалидности. На самом деле, аспекты математики, которые могут быть автоматизированы, та же арифметика, проблематичны для детей, неспособных к этой дисциплине. Кроме того, такие дети также часто страдают от дислексии или нарушения развития языка, так что расстройства могут иметь схожие механизмы развития.
Впрочем, авторы этой работы считают, что этот вопрос следует изучить более подробно – они уверены, что математические способности зависят не только от процедурной, но и декларативной памяти, которая отвечает за сознательное обучение.