Новое исследование приоткрыло некоторые существенные характеристики процесса обучения человека новым навыкам и формирования долгих воспоминаний. Оно может помочь в будущем разработать гаджеты и инструменты, облегчающие жизнь жертвам параличей.
Учёные из Университета Брауна в США совершили открытие, которое может объяснить, как человеческий мозг обучается и формирует воспоминания. В теории, полученные данные могут быть использованы при разработке различных средств помощи жертвам неврологических расстройств или травм. Авторы исследования наблюдали за лабораторными мышами и обнаружили феномен как бы повторного воспроизведения, который возникает во сне. Это стратегия, используемая мозгом для запоминания новой информации. Если, к примеру, лабораторную мышь обучали находить путь через лабиринт, то специальные отслеживающие девайсы показывали специфические паттерны клеток мозга или нейронов, которые подсвечивались при выборе правильного пути.
Однако позже, когда животное находилось в состоянии сна, девайсы снова показывали активацию этих нейронов в том же самом порядке. Таким образом, как полагают ученые, в мозге животного осуществлялось повторное воспроизведение той информации, которую животное получило днём. Это было необходимо для того, чтобы отложить данные в память и консолидировать воспоминания.
Речь шла о конвертации коротких воспоминаний в долгие. Впрочем, данные процессы были зафиксированы только в отношении мышей, и необходимо было проверить, насколько они развиты у людей. До этого был создан специальный девайс, также отслеживающий активность мозга людей, выполнявших различные задачи на память и внимательность с помощью электронной игры. И у спавших по ночам добровольцев отмечалась такая же последовательность в активации нейронов, какая была днём, когда они правильно выполняли свои задачи.